Самое важное — научиться хранить семью, потому что сатанинские силы, демонические обрушиваются именно на благодатный союз, союз любви, союз Божественный.
Прежде всего они пытаются разлучить человека с Богом, нарушить первую Божественную заповедь: «Возлюби Бога своего». А затем и вторую: «Возлюби ближнего своего». Самый великий подвиг супружеской жизни – это вопреки всему семью сохранить. Это самое главное. Даже народная мудрость говорит: «Стерпится – слюбится».
То есть прежде чем научиться любить, нужно научиться немощи друг друга переносить и так исполнять закон Христов. Нужно научиться терпеть, смиряться, нужно научиться хранить мир. Вот что составляет основу семейного бытия. Если этого нет, то, конечно, семью сохранить бывает трудно.
Известный старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) за всю многолетнюю жизнь духовного окормления чад своих, как мне говорили в монастыре, ни разу никому не дал благословения на развод. Он говорил своим чадам, что семья не должна распадаться по их вине ни в коем случае. То есть нужно хранить семью до последнего. Нужно смиряться, терпеть, прощать.
Самое главное в семейной жизни – нужно научиться воспринимать семью как одно из самых великих дарований, как драгоценность, которую Бог каждому из нас вручил. Поэтому не должно быть колебаний, не должно быть сомнений: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», – говорится в Священном Писании. И когда в тяжелые моменты мысли о разводе возникают, то мы должны понимать, что вдвоем бывает тяжело, но друг без друга будет еще хуже. Потому что это единый организм, который разорвать нельзя – все равно кровоточить, болеть будет. Этот путь решения семейных проблем нужно просто исключить. Бывают всякие падения, бывают искушения и слабости, но все же нужно стараться семью сохранять. Вот это, я думаю, самое главное.
Но без благодати Божией это сделать почти невозможно. Поэтому надо стараться жить всей семьей церковной жизнью, не отрываться от Церкви Христовой, которая спасительным покровом всегда будет хранить нас и наших деток. Надо исповедоваться, причащаться, ходить в храм Божий, быт устроить спасительный, чтобы дети наши, да и мы сами не забывали о Боге и о любви Божией.
Священные предметы, которые есть у нас в доме: иконы, лампады, священные книги, священные изображения, фотографии родных наших, святых мест, – служат напоминанием о нашей ответственности перед родом, это благодарность предкам, которые позволили нам в продолжение рода нашего благочестиво жить, традиции сохранять. Все в доме должно напоминать и давать пищу для сердца именно святую, чистую, духовную.
Мы должны весь быт наш устроить, чтобы он напоминал нам о главном предназначении – о предстоянии человека перед Богом, о Богоугождении и вечном нашем бытии. Потому что все остальное – то, что происходит в мире, — временно, это есть наша юность человеческая, и мы перейдем в мир вечный.
А как святые отцы говорят: если ты в жизни временной был с Богом, то и в жизни вечной будешь с Ним, а если в жизни временной был без Него, то и в жизни вечной будешь без Бога. Будешь мучиться о несостоявшейся своей жизни, будешь видеть возможность, которую Бог тебе предоставил и которую ты не использовал. Жить церковной жизнью – это значит не только сохранить семью, но скрепить и взрастить в семье самое главное: Божественную любовь жены к мужу, мужа к жене и обоих – к деткам своим.
Прот. Евгений Шестун